Статья
журнала
8(96)
2008В статье упоминаются НоутбукиApple
Если
число компьютеров в вашем доме или
офисе больше одного, то у любого здравомыслящего человека моментально
возникает желание объединить их в сеть – как минимум для того, чтобы
перекачивать туда-обратно файлы вместо того, чтобы бегать с
флеш-накопителями, а как максимум – для использования различного
программного обеспечения с сетевыми функциями, начиная с
многопользовательских игр и заканчивая удаленным управлением.
Еще
часто возникает желание и необходимость совместно использовать принтеры
и другие периферийные устройства, если они, конечно, есть. Все эти
когда-то «удивительные», а сейчас вполне обыденные возможности
более-менее работают в том случае, если операционные системы на всех
подключенных к сети компьютерах – одинаковые или хотя бы принадлежат к
одному семейству (например, Windows 2000 / Windows XP / отчасти Windows
Vista). Конечно, и в этом случае частенько возникают разного рода
трудности, однако почти все они описаны в многочисленных руководствах
по настройке сети и в большинстве случаев являются излечимыми вполне
очевидными (хотя и не всегда работоспособными – тогда придется
повозиться) способами. Но что делать, если у вас в сети «сборная
солянка» из компьютеров под управлением разных операционных систем?
Главное – не бояться: сделать так, чтобы они слаженно работали, вовсе
не так сложно.
Самая примитивная ситуация – это когда
у вас одни
машины работают под управлением Windows 2000/XP, а другие – под Win9x.
В этой ситуации, если вы откроете общий доступ к файлам на компьютере
под Win2000/XP, по умолчанию доступа к ним пользователи рабочих станций
под Win9x не получат. Для того, чтобы исправить ситуацию, первым делом
следует испробовать хотя бы такие простейшие, но неочевидные способы,
как добавление учетной записи «Гостя» в «Панель управления –
Администрирование – Локальная политика безопасности – Локальные
политики – Назначение прав пользователя – Доступ к компьютеру из сети».
При этом в «Панель управления – Учетные записи пользователей» учетная
запись «Гостя» должна быть включена. Правда, в некоторых случаях и это
не помогает – так, например, на моем настольном компьютере и старом
Windows-ноутбуке что только ни делай – но при попытке подключения из
сети (причем неважно, под какой системой работает машина) выдается
сообщение, «нет доступа, обратитесь к администратору». Общего между
этими машинами только то, что WinXP была на них установлена с одного и
того же старого (2002 г.) дистрибутива, и проблема решилась только
переустановкой операционной системы с другого, значительно более
«свежего» дистрибутива на настольный компьютер и установкой Ubuntu
Linux на ноутбук.
Куда больше вопросов возникает в
ситуации,
когда операционные системы у вас совершенно разные. Например, на одной
машине Windows, а на другой – Mac OS X. Если вы просто включите оба
компьютера, то ресурсы PC будут доступны на Mac, а вот PC даже не будет
знать о существовании Mac. Чтобы в Mac OS X увидеть ресурсы PC,
достаточно кликнуть по значку «сеть» в окне Finder, чтобы увидеть все
компьютеры, физически в ней расположенные и имеющие какие-либо общие
ресурсы (в данном случае речь идет о сети Wi-Fi через точку доступа в
режиме Infrastructure). Теперь достаточно кликнуть по нужному
компьютеру, затем для просмотра списка общих ресурсов щелкнуть по
кнопке «подключить». Выбрав из списка нужный диск, достаточно нажать
«ОК», после чего потребуется ввести логин и пароль – нужно ввести то же
самое, что вы используете для подключения к Windows-машине (если вы
входите в систему автоматически без ввода пароля, то и поле для ввода
пароля здесь нужно оставить пустым). Получилось? Если да, то теперь
сетевой диск «монтируется» у вас в системе автоматически, и с ним можно
работать так же, как с локальным.
Совсем другая
ситуация
возникает при желании получить доступ к ресурсам компьютера под
управлением Mac OS X с Windows-компьютера. В «Сетевом окружении» вы их
не найдете – необходимо вручную указывать полный путь к
ресурсам: то
есть, IP-адрес системы в сети и через косую черту имя пользователя, к
чьим ресурсам вам нужен доступ. В качестве имени пользователя и пароля
используются логин и пароль от вашей учетной записи в Mac OS. Только
перед этим нужно не забыть сделать самое главное – включить в Mac OS X
(Системные настройки – Общий доступ) «Общий доступ Windows» – это
специальная опция как раз для этих случаев. Здесь же можно выбрать
учетные записи, к ресурсам которых будет разрешен
доступ.
Еще
один неплохой вариант для пользователей Mac – использование встроенного
FTP-сервера. Включив его там же, в «общем доступе», можно сделать
общедоступным содержимое жесткого диска таким образом, что к нему можно
будет обращаться из-под любой ОС и из любой подсети путем простого
набора IP-адреса – имя пользователя и пароль, соответственно, те же
самые. Это особенно удобно для тех случаев, когда доступ к файлам вам
нужен, например, удаленно – в этой ситуации вы просто распределяете
порты маршрутизатора таким образом, чтобы порт 21 (FTP) перенаправлялся
на внутренний IP-адрес Mac-системы а сами затем обращаетесь по своему
внешнему IP (если, конечно, у вас заказана эта услуга – как правило, у
99% провайдеров ее нужно заказывать и оплачивать
дополнительно).
Кроме
того, есть возможность сделать доступными свои файлы и при помощи
красочного интерфейса – для этого в Mac OS X имеется встроенный
веб-сервер Apache. Создав красивый HTML-файл со ссылками на те ресурсы,
которые вы хотите сделать общими, и поместив его в нужную папку
(Sites), можно смело открывать веб-броузер и в адресной строке вводить
IP-адрес и качать файлы по HTTP-протоколу – хоть это и медленнее, но
зато не требует никакой возни с паролями (однако при этом доступны
только те файлы, которые вы заранее вручную указали сами). Для доступа
из Интернета нужно включить на маршрутизаторе трансляцию 80 порта на
внутренний IP-адрес.
Последние два способа, пожалуй, даже
удобнее,
чем простое перемещение файлов с подключенных сетевых дисков, хотя для
каждого применения, конечно, лучше подходит свой способ: главное, что
Mac OS X предоставляет выбор этих самых способов, хотя, конечно же,
FTP- и HTTP-сервер можно установить и на любой другой
ОС.
Пользователи
Linux-систем при изучении нашей статьи наверняка вспомнят о том, что
Mac OS X также построена на ядре UNIX, поэтому практически все
вышеописанные операции справедливы и для Linux, разница в том, что,
скорее всего, вам придется чаще пользоваться командной строкой.
Впрочем, поставив, например, тот же Ubuntu, вы вообще почти не заметите
разницы по сравнению с Mac OS X – например, зайдя в раздел «Network» в
«Places», вы первым делом увидите иконку «Windows Network», а «Мак» вы
вообще увидите сразу. Чтобы открыть общий доступ к файлам, нужно
установить сервисы NFS для других UNIX-систем или же SMB для Windows.
Точно таким же образом можно установить HTTP (Apache) или
FTP-сервер.
А
вот в режиме AdHoc, то есть, без точки доступа, вам придется серьезно
повозиться, прежде чем что-то у вас заработает. В принципе, даже при
работе с одними ОС разного рода аппаратных проблем в данной ситуации
возникает довольно много, а уж если и ОС разные, то…
Итак,
первым
делом пытаемся создать сеть AdHoc при помощи встроенной функции Mac OS
X – щелкаем на значок беспроводной сети и выбираем «Создать
сеть». Нам
предлагают назвать ее именем нашего компьютера (по-русски), а также
выбрать канал и сказать, хотим ли мы использовать WEP-шифрование. Если
вы поддадитесь на соблазн назвать сеть по-русски, то на других
компьютерах название ее будет отображаться «иероглифами».
Выбранный по
умолчанию автоматический канал (11) приходится тоже изменить, поскольку
без этого другие сети будут создавать лишние помехи и установить
соединение будет тяжело (11 канал обычно используется по умолчанию во
многих сетях). Однако после подключения к сети IP-адрес на
Windows-компьютере автоматически не выбирается, его можно прописать
только вручную, предварительно посмотрев «маску» в свойствах сети Mac
OS X. Это совсем неудобно – представьте, что вам нужно организовать
сеть, скажем, не из 2 компьютеров, а из 10 – неужели каждый раз
прописывать все адреса? Выход на самом деле есть: вместо создания сети
самым простым способом, зайдите в «Системные настройки – Общий доступ»
и там выберите вкладку «Интернет». Это позволяет сделать любое
соединение доступным через другие соединения. Выберите любое, кроме
Airport, и сделайте его доступным через AirPort. Теперь компьютер будет
работать в качестве программной точки доступа, а DHCP-сервер будет
работать, как положено, и при подключении выдавать всем IP-адреса вида
10.0.2.х. При этом никакого работающего интернет-подключения на «Маке»
может и не быть – главное, что у нас все компьютеры автоматически
получают IP-адреса из одно диапазона, а к нему самому можно будет
обращаться по адресу 10.0.2.1 – и, соответственно, будут работать все
те же FTP, HTTP-сервера и локальная сеть. Разумеется, если
интернет-подключение есть, то оно будет доступно
всем.
В Windows
дело обстоит по-другому. Здесь достаточно перевести Wi-Fi-адаптер в
режим программной точки доступа (в нашем случае мы пользовались ASUS
WLAN Utility на стационарном компьютере и Intel ProSET/Wireless на
ноутбуке на платформе Centrino), указать желаемый SSID (имя сети) – и
можно подключаться, при этом каждая машина автоматически получает
IP-адрес из диапазона 169.254.х.х и может обращаться с его помощью к
другим компьютерам в получившейся одноранговой сети. Проблема тут
возникает только одна, и она, опять же, связана с аппаратными
особенностями оборудования различных производителей – при переключении
из сетей AdHoc в Infrastructure, например, те же карты Asus (на чипсете
Broadcom) долгое время вообще не видят никаких сетей – приходится ждать
какое-то время, пока они «прозреют». И, конечно же, скорость передачи
данных между картами разная. Например, тот же Broadcom смог связаться с
MacBook и с ноутбуком на платформе Centrino (в обоих, судя по всему,
чипсеты Intel) только на скорости 11 Мбит/сек (802.11b) – и после этого
даже с точкой доступа смог работать только на этой скорости до
перезагрузки ПК. А вот ноутбук на Intel Centrino отлично работал с
MacBook и в режиме 802.11g (54 Мбит/сек). Проблемы могут возникать и
из-за некорректной работы некоторых драйверов беспроводных адаптеров
(особенно под Linux). В частности, например, наш адаптер D-Link
DWL-G630 на чипсете RaLink хоть и работает нормально в режиме
Infrastructure, – в режиме же AdHoc он поработал совместно со
встроенным адаптером MacBook минут 5 (на скорости всего около 6
Мбит/сек), затем же сессия «подвисла», и с тех пор заставить два
устройства работать вместе у нас не получалось вообще никак. Если через
точку доступа в режиме Infrastructure они обычно все-таки работают
(хотя порой скорость бывает тоже очень низкой, а иногда адаптер и точка
не обнаруживают друг друга), то в режиме AdHoc проблем значительно
больше. Особенно печальную известность имеют адаптеры на чипсетах
RaLink и Atheros. Если Atheros «не любит» работать в режиме AdHoc с
картами других производителей, то заставить работать RaLink порой
тяжело и в режиме Infrastructure, а при использовании в условиях
сильных помех ситуация выглядит еще более печально. Относительно
беспроблемно работают карты на чипсетах ZyDAS.
Переходим к
самой животрепещущей теме – совместному использованию принтеров.
Хорошо, если принтер у вас имеет сетевой интерфейс и подключен напрямую
к коммутатору (это, кстати, наилучшее решение для тех случаев, когда у
вас дома несколько компьютеров, объединенных в одну сеть). Однако что
делать, если «зубная щетка недоступна», то есть, принтер у вас по
старинке подключен к одному компьютеру и только на нем установлены его
драйверы? В этом случае следует сделать его доступным по сети. Вот
только привычный «общий доступ к принтерам» штатными средствами Windows
в данной ситуации нас не спасет. Впрочем, давайте сначала подключим
принтер к другому компьютеру… В Mac OS X все в том же «Общем доступе»
имеется пункт, отвечающий за совместное использование принтеров. Для
начала его нужно активировать, после чего документы, полученные с
удаленных машин, будут выводиться на печать при помощи старой доброй
(для тех, кто знаком с UNIX-системами) CUPS (Common UNIX Printing
System – Система общей печати UNIX). В Linux CUPS и вовсе включена по
умолчанию. CUPS представляет собой весьма легко настраиваемую и удобную
в работе систему – достаточно один раз расшарить принтер, как все
другие компьютеры (в том числе и находящиеся черт знает где – лишь бы
был Интернет) могут обращаться к этому принтеру и печатать на нем все,
что угодно – в случае с подключением компьютера под управлением Mac OS
X или Linux через Wi-Fi в режиме Infrastructure достаточно будет лишь
настроить трансляцию 631-го порта на внутренний IP-адрес. Именно этот
порт используется протоколом IPP (Internet Printing Protocol), который
представляет собой надстройку над HTTP (обычно IPP работает через порт
631, тогда как HTTP-соединения открываются через порт 80), который
использует CUPS.
Кстати, об HTTP. Благодаря тому, что
IPP
является надстройкой над HTTP, можно при помощи обычного веб-интерфейса
осуществлять удаленное администрирование «принт-сервера». В Mac OS X и
Linux встроена веб-консоль, доступная из любого броузера по IP-адресу с
указанием порта (например, в нашем случае http://192.168.0.4:631/) и
позволяющая отслеживать статус принтеров, управлять очередью печати,
подключать и удалять устройства. Интересно, что по умолчанию некоторые
ссылки в веб-интерфейсе содержат в качестве IP-адреса «127.0.0.1» и под
Windows не открываются – нужно заменять их на локальный адрес
UNIX-системы. При этом принтер может быть не только физически
подключенным к этой машине, но и иметь сетевой интерфейс – лишь бы
компьютер знал, что этот принтер существует. Таким образом, имея в
домашней сети машину под Mac OS X или Linux, можно без труда из любой
точки мира использовать свой принтер для печати тех или иных документов
– пользователи Windows вынуждены использовать для этих целей
специальное ПО типа HP Notebook Printing. После установки принтера в
Mac OS X или Linux достаточно запустить в Windows мастер установки
принтера, затем выбрать «Сетевой», и потом в поле ввода адреса принтера
указать http://IPадреспринтера:631/printers/название, и затем просто
нажимать «Далее».
Windows 2000/XP/Vista также умеет
использовать
IPP, и это единственный способ сделать доступным принтер, подключенный
к PC, таким образом, чтобы его могли использовать и UNIX-системы. Чтобы
все работало, необходимо установить веб-сервер IIS («Панель управления
– Установка и удаление программ – Компоненты Windows»). После этого
нужно перезагрузить компьютер, чтобы IIS подключился к службам печати
операционной системы. Теперь нужно разрешить анонимный доступ к
принтерам, поскольку по умолчанию после установки IIS печать по IPP
работает только для локального компьютера. Для этого заходим в «Панель
управления – Администрирование – Диспетчер служб Интернета», находим
папку «Принтеры» и устанавливаем анонимный доступ в ее свойствах.
Теперь на машину также можно зайти через веб-интерфейс по адресу
http://IPадрес/printers/. Чтобы добавить этот принтер в Linux/Mac OS X,
нужно либо зайти в веб-интерфейс CUPS (на вкладке Printers – кнопка Add
Printer), либо, если речь идет о Mac OS X, зайти в «Программы –
Служебные программы – Настройка принтера – Добавить – IP-принтер»,
выбрать протокол IPP и задать точный сетевой адрес принтера. Его формат
несколько отличается от принятого в Mac OS X. Сетевой адрес
Windows-принтера имеет вид:
http://IPадрес/printers/имяпринтера/.printer. В Linux, в зависимости от
используемого GUI, принтер устанавливается по-другому, но адрес
принтера указывается таким же образом.
Что касается
удаленного
управления, то Mac OS X позволяет подключаться к удаленному рабочему
столу Windows-компьютера и управлять им при помощи мыши и клавиатуры –
при этом содержимое экрана будет отображаться на вашем «Маке». Также
через динамики «Мака» можно воспроизводить системные звуки Windows. Для
этого достаточно скачать с сайта Microsoft программу для удаленного
доступа к рабочему столу Windows под Mac OS X и установить ее, а в
Windows разрешить удаленный доступ к рабочему столу («Система –
Удаленное использование – Разрешить удаленный доступ к рабочему
столу»). Все – запускаем клиентское приложение на «Маке», вводим
логин-пароль (тот же, с которым входим в Windows) – и все! А вот
удаленный доступ к рабочему столу «Мака» при помощи клиентского
приложения Linux не работает – UNIX-протокол VNC общий, но
совместимы
системы лишь частично (см. скриншот). Однако это решается с помощью
программы Vine Server
(http://www.redstonesoftware.com/products/vine/server/vineosx/), а уж
VNC-клиентов под Windows, Linux и мобильные устройства существует
масса.