Что такое социальная сеть? Прежде всего это социальная структура,
которая состоит из узлов (отдельные люди, группы людей или сообщества),
соединенных между собой одним или несколькими вариантами с помощью
социальных связей.
Современная теория социальных сетей взяла
начало в 1951 году от Анатолия Рапопорта (Anatol Rapoport) и Рэя
Соломоноффа (Ray Solomonoff). В 1959–1968 гг. венгерские математики
Альфред Реньи (Alfred Renyi) и Пол Эрдос (Paul Erdos) написали восемь
статей, где описали принципы формирования социальных сетей. Стивен
Строгач (Steven H. Strogatz) и Дункан Уоттс (Duncan J. Watts) развили
теорию социальных сетей, и в числе многих других открытий ввели понятие
коэффициента кластеризации (clustering coefficient) – степени близости
между неоднородными группами.
Вместе с тем, социальные сети стали основной причиной, по которой на
сегодняшний день продолжает расти количество времени, проводимого в
интернете. Так решили авторы исследования Never Ending Friending. Как
оказалось, треть опрошенных в возрасте от 14 до 40 лет, которые
пользуются социальными сетями, увеличили в результате этого время
присутствия в интернете.
Корпорация Google заплатила $900 млн. только за право размещения
рекламы на страницах сети MySpace, а его извечный конкурент Microsoft -
не подлежащую огласке (но наверняка немалую) сумму за аналогичные права
в отношении второго по величине социального развлекательного портала
Facebook.
Главное отличие социальных сетей от традиционных СМИ, опирающихся на
свой авторитет и информированность, в том, что социальные медиа в
отношениях со своими пользователями апеллируют к другой категории
чувств - в основном, к чувству принадлежности к определенному
сообществу. В таком сообществе рекламодатель почти всегда нежеланный
гость, "чужой среди своих", но и здесь без них не обходится.
Один из факторов популярности сетей во всем мире это анонимность или
частичная анонимность участников социальных сетей. Участник сообщает о
себе только ту часть сведений, которую он считает нужными или возможным
сообщить и это дает возможность изменить представление о себе в глазах
других пользователей.
Поддерживающие социальные сети сервисы и сами сети оказались
довольно эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной
связи и постепенно стали одним из средств генерации контента
(содержимого, имеющего ценность). На основе такого подхода появилось и
быстро набрало популярность довольно большое количество социальных
web-сервисов, объединенных общим названием сервисы Web 2/0.
Примерно в середине 90-х годов появились первые социальные сети и
предоставляли пользователям начальные возможности для общения, подобно
ICQ, eGroups/OneList, Evite. Такие сетевые сервисы, как правило, не
рассматриваются в качестве социальных сетей, но тем не менее они стали
тем самым фундаментом, на котором в дальнейшем развивались
онлайн-услуги для общения и взаимодействия пользователей.
В последнее время социальные сети преобразовываются наиболее
серьезным образом – они движутся к новой категории сетей – Социальным
Сетям версии 3.0 (Social Networks 3.0). В общем же, влияние индустрии
социальных сетей на современную жизнь неоспоримо.
Как подсчитали в eMarketer, в прошлом году расходы на рекламу на
MySpace превысили расходы на рекламу в других социальных сетях вместе
взятых.