Компьютерные игры - вещь, конечно, забавная, но редкая женщина,
забыв о детях и работе, будет проводить все свое свободное время,
проходя очередной уровень виртуальной стрелялки или бродилки. Картина
же, когда солидный глава семейства ночи напролет таращит глаза в
монитор и играет в Counter-Strike, не вызывает особого изумления.
Однако видеть причину такого пристрастия к компьютерным играм только в
инфантильности и жажде мужчин "поиграть в войнушку" не следует. Ученые
из калифорнийского Стэнфордского университета установили, что у мужчин
компьютерные игры активизируют области мозга, отвечающие за
удовольствие, в гораздо большей степени, чем у женщин.
Доктор
медицинских наук Аллан Рейс и профессор психиатрии и бихевиоризма
Говард Роббинс при участии инженеров создали специальную программу,
прохождение которой помогло исследователям выявить закономерности
работы головного мозга мужчин и женщин во время игры на компьютере. В
центре экрана находилась вертикальная линия (стена), справа от нее
появлялись десять мячиков, кликая на которые участник сдвигал стену
вправо и выигрывал территорию на экране. Если же мячик касался стены до
того, как по нему кликнули, стена двигалась влево и игрок,
соответственно, терял территорию. 11 девушек и 11 молодых людей,
принимавших участие в исследовании, играли 24-секундные раунды. При
этом испытуемые подвергались магнитно-резонансному исследованию, то
есть все реакции, происходившие в мозгу участников во время игры,
фиксировались аппаратурой.
Внешнее наблюдение за поведением
участников показало, что женщины на протяжении всей игры нажимали на
кнопки мыши с одинаковым усилием, тогда как мужчины с каждой
последующей секундой кликали мышкой чаще и сильнее. Подобное поведение
натолкнуло ученых на мысль, что молодые люди быстрее втягиваются в игру
и ведут себя более азартно в игровых ситуациях, связанных с
завоеванием. К тому же магнитно-резонансный анализ показал повышение
активности мозга именно в той части, которая отвечает за радость и
привязанность. Однако нарастание активности мужского мозга напрямую
зависело от количества завоевываемой территории. Тогда как мозг женщин
одинаково воспринимал как потерю, так и приобретение территории. И
только у мужчин три области мозга (прилежащее ядро, амигдала и
орбитофронтальная кора), взаимодействуя в одной цепи, оказывали друг
на друга большое влияние. Что самое интересное, чем активней
происходило это взаимодействие, тем выше были результаты игры.
Такую
особенность мужского мозга доктор Рейс объяснил не столько с позиции
нейрофизиологии, сколько с точки зрения эволюционной теории. Нервная
система мужчин, формировавшаяся на протяжении тысячелетий борьбы за
выживание, заставляет представителей сильной половины человечества
испытывать радость от завоевания территории, так что победа в ходе
игры, предусматривающей территориальный выигрыш, мотивирует мужчин
продолжать игру и вызывает у них ощущение эйфории. А так как
практически все компьютерные игры строятся на принципе завоевания и
соревнования, мужчины гораздо легче женщин впадают в зависимость от
видеоигр. "Возникновение зависимости от компьютерных игр вероятнее
всего у мальчиков-подростков, - рассказал РБК daily психотерапевт,
доцент кафедры психосоматологии РУДН, преподаватель Института
психотерапии и клинической психологии Владимир Есаулов. - Если девушки
предпочитают чаты и другие социально ориентированные виды программ,
целью которых является общение, молодые люди больше любят ролевые игры,
стрелялки и бродилки, смыслом которых становится завоевание и
соревнование, что создает ощущение всемогущества и самодостаточности.
Именно ролевые игры в наибольшей степени побуждают человека
отстраниться от реальности и полностью сосредоточиться на игре". "Игры
нового поколения способны создать ощущение реального присутствия, а
эффекты, используемые в этих программах, сегодня приближены к
спецэффектам кино, - рассказал РБК daily ведущий разработчик ПО
компании NeedForTrade Дмитрий Варгин. - Кроме того, игры по Сети с
такими же людьми помогают самореализоваться и заменяют живое общение".
Кроме
того, ученые обнаружили, что шутеры от первого лица обладают наибольшей
силой затягивания. Специфика здесь в том, что такой ракурс провоцирует
играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному
вхождению в роль. "Игровая зависимость характерна утерей чувства меры и
появлением необходимости как можно больше времени проводить у
компьютера, - отметил Владимир Есаулов. - Человек перестает
интересоваться окружающей действительностью и все чаще уходит в
виртуальный мир. У таких людей возникают игровые запои сродни
алкогольным - игрок просиживает за компьютером сутки напролет. Если же
у него просто отобрать компьютер, начнется настоящая ломка: истерики,
депрессии, апатия вплоть до суицидальных настроений. Поэтому, как и
любая зависимость, игромания лечится только под контролем специалиста".
Так, по данным психолога Дитера Шпанхеля, 10-14% игроков от общего
количества компьютерных пользователей находятся на стадии
психологической зависимости от компьютерных игр. У них ежедневная
продолжительность игры составляет 14-18 ч. В общем, тяга мужчин к
компьютерным играм хоть и заложена самой природой, имеет свойство
перерождаться из приятного увлечения, приносящего радость, в
болезненную зависимость.