В современной
мировой экономике беспрепятственное взаимодействие между сотрудниками,
партнерами, поставщиками, консультантами и даже заказчиками из разных городов и
стран становится не исключением, а правилом. Новые коммуникационные технологии
разительнейшим образом расширили возможности выхода на новые рынки и источники
сырья. Более того, благодаря новым технологиям появились виртуальные рабочие
места для совместной работы людей, проживающих в разных частях света.
Вместе
с тем все знают, как трудно добиться должного взаимодействия между
сотрудниками, которые разделены пространством, временем и культурными различиями.
Ученые Карен Собел Лоджески (Karen Sobel Lojeski) и Ричард Рейли (Richard
Reilly) решили проанализировать эти проблемы и разработать методы их
минимизации. Свои выводы они изложили в книге "Объединение виртуальных
коллективов: трансформация лидерства и инноваций в глобальном интегрированном
предприятии" (Uniting the Virtual Workforce: Transforming Leadership and
Innovation in the Globally Integrated Enterprise), выпущенной издательством
John Wiley&Sons, Inc.
По мнению авторов книги, географические
расстояния препятствуют сплочению виртуальных коллективов, но не могут
считаться главным сдерживающим фактором. Ключевой фактор при формировании таких
коллективов - вопрос доверия: именно доверие объединяет людей и организации в
единое целое. Кроме того, в виртуальных коллективах необходимо решать проблемы
новаторства и эффективного управления в виртуальном пространстве.
Расстояние имеет значение
В ходе своих исследований Лоджески
и Рейли открыли явление, которое они обозначили термином "affinity
distance". Речь идет о незримом барьере между людьми, порождаемом
культурными различиями между членами виртуального коллектива. География здесь
ни при чем. "Affinity distance" между сотрудниками может возникнуть и
тогда, когда они работают в одном здании, и в тех случаях, если они трудятся в
разных странах. Так или иначе, эмоциональные "нестыковки" могут
серьезно помешать коммуникациям и развитию отношений в коллективе.
Другой фактор, который, по мнению авторов, необходимо учитывать в
виртуальных коллективах, - это психологическая разобщенность, возникающая при
решении повседневных задач в распределенном рабочем пространстве. Данный тип
разобщенности связан с численностью и разбросанностью тех, кто входит в состав
рабочей группы. Чем больше коллектив, тем труднее входящим в него людям
чувствовать сплоченность, и в результате у работников снижается чувство
ответственности.
По мнению Лоджески и Рейли, личное общение между
членами коллектива приобретает особенное значение при работе над долгосрочным
проектом . ”Общаясь, люди формируют личные отношения и организуют социальное
взаимодействие, - говорит Рейли. - Достичь этого трудно, если вы ни разу не
видели своих коллег”.
И, разумеется, на поведение людей влияют
географические факторы. Специалист относится с большим доверием к коллеге, если
тот находится рядом, а не за тысячи километров. Помимо расстояния, людей
разделяют часовые пояса, создающие трудности при составлением общих расписаний
и графиков. Это еще одна проблема, отмечает Рейли, требующая компромиссов,
особенно, при организации конференц-связи.
Если проблемы с графиками
конференц-связи и распределением ресурсов не решить сразу же, то они вызовут
взаимное непонимание и отторжение, утверждает Собел Лоджески. Люди начнут говорить,
что их коллеги не справляются со своими обязанностями, спустя рукава относятся
к общему проекту и т. д. и т.п. В итоге в коллективе сложится нездоровая
обстановка, и в результате, подчеркивает Лоджески, «компания может потерять
миллионы долларов и опоздать с выходом на рынок".
Виртуальная
работа и виртуальная компания требуют новых подходов к управлению сотрудниками.
Чтобы в корне пресечь появление “виртуальной разобщенности“ (см. ниже),
руководители должны четко и ясно объяснять исполнителям их задачи и цели, пишет
Рейли. Общаясь с сотрудниками с помощью видео- или аудиоконференции,
руководитель обязан удостовериться в том, что они хорошо поняли его указания.
«Виртуальный коллектив всегда более разнороден, чем физический, - напоминает
Рейли, - особенно, если в нем существует языковый барьер".
Если
такой барьер действительно существует, то следует выяснить, какой способ
общения сотрудники предпочитают: электронную почту, телефон или
видеоконференции. "Этот вопрос кажется настолько простым и очевидным, что
менеджеры часто не обращают на него внимания, а в результате падает
эффективность работы, - пишет Рейли. - Умом они, конечно же, понимают, что не
все сотрудники одинаково хорошо владеют английским, но на деле мешают таким
сотрудникам полностью проявить свои способности".
Если компания
действует в разных странах, то руководители должны учитывать конкретную
обстановку, в которой работают зарубежные сотрудники. С этой целью, по мнению
соавторов книги, руководитель проекта может назначать своеобразных наместников
из числа тех сотрудников, кто хорошо знает местную специфику и умеет грамотно
строить личные отношения, сплачивать людей и выступать в качестве посредника
между представителями разных организаций и стран.
Что такое
"виртуальная разобщенность" (Virtual Distance™)?
(http://www.virtualdistance.com/about_virtual_distance.php?section=what_is)
"Виртуальная разообщеннность" (Virtual Distance™) -
ощущение отчужденности, возникающее у двух и более людей, которые, как правило,
общаются и взаимодействуют без личных встреч. При этом не важно, какое
физическое расстояние разделяет людей – сантиметры, метры, километры или тысячи
километров. "Виртуальная разобщенность" измеряется с помощью индекса
Virtual Distance Index™, разработанного компанией Virtual Distance
International. Исследования показывают, что "виртуальная
разобщенность" может резко отрицательно повлиять на финансовые результаты,
эффективность, новаторство и общую обстановку в компании.
Как
избежать типичных ошибок
Одна из самых серьезных ошибок, совершаемых
руководителями виртуальных коллективов, состоит в том, что, создавая такой
коллектив, они не учат сотрудников работать вместе. В европейском подразделении
Cisco, действующем на территории 21 государства, работает почти 10 тысяч
человек, и отдел кадров компании разработал для них базовые принципы групповой
работы в географически распределенных рабочих группах. В процессе разработки
этих принципов около 90 сотрудников прислали свои предложения и комментарии,
которые были опубликованы в корпоративной википедии, а затем, как отмечает
старший директор по кадровым вопросам Cisco на европейских рынках Марк
Хэмберлин (Mark Hamberlin), были включены в единый свод правил.
На
примере телефонных конференций можно показать, какое внимание специалисты Cisco
уделяют, казалось бы, мелким, но важным деталям. "Когда мне звонят люди из
разных стран, я стараюсь приветствовать каждого на его родном языке. Помимо
прочего, это служит вежливым напоминанием всем участникам конференции, что в ней
принимают участие и те, для кого английский язык не родной", - говорит
Хэмберлин. Сам он во время конференций излагает мысли с предельной ясностью,
четко произнося каждое слово, и следит за тем, чтобы его коллеги говорили в
микрофон и не слишком быстро. "В этих правилах нет ничего сложного или
особенного, - отмечает Марк, - но они помогают донести суть дела до каждого
сотрудника''. Кроме того, Хэмберлин поощряет использование мгновенных сообщений
в случаях, когда кто-то из сотрудников недопонял выступающего, но счел
неудобным прерывать общее обсуждение. Если у кого-то после конференции остались
вопросы, Марк просит обязательно задавать их по электронной почте, размещать в
корпоративной википедии либо звонить ему и другим членам коллектива. Он также
советует пользоваться вебкамерами, подключенными к компьютерам и телефонам, а
”если ваши сотрудники работают дома, дайте им все необходимое для эффективных
коммуникаций, но при этом не забывайте о важности периодических личных
встреч”.
Хэмберлин разделяет мнение Лоджески и
Рейли о необходимости тщательно готовиться к взаимодействию с представителями
разных стран и культур, говорящих на разных языках. Для начала нужно хотя бы
спросить у них, какой способ общения они предпочитают. "В конечном итоге
диалог ведется для того, чтобы построить доверительные отношения", -
напоминает он.
Не следует думать, будто все члены
виртуального коллектива одинаково хорошо владеют техническими средствами
коммуникаций. "Общение с помощью письменных текстов не вполне естественно
для человека, но именно такая форма общения преобладает в современных
коммуникациях", - отмечает Ричард Рейли. Если человек не уверен, сможет ли
он до вас дозвониться, застанет ли он вас на рабочем месте и подключитесь ли вы
к его конференции, то он по умолчанию отправит вам e-mail. Чем лучше вы знаете
факторы, создающие "виртуальную разобщенность", утверждает Рейли, тем
успешнее вы будете с ними бороться: "Как только вы заговорите на одном
языке, вы сможете обсуждать проблемы, понятные всем сотрудникам, а это само по
себе помогает решать проблемы, возникающие в виртуальной среде".
"Виртуальная разобщенность" как источник хаоса
«Виртуальная разобщенность» представляет собой психологическое
чувство оторванности от других членов коллектива. Чем сильнее это чувство, тем
больше возникает проблем, начиная от непонимания и неопределенности и
заканчивая личностными и межкультурными конфликтами. "Наши исследования
показали, что в условиях сильной "виртуальной разобщенности" новаторское
поведение (при котором люди готовы на риск, оглашая идеи, сулящие революционные
перемены) практически сходит на нет", - утверждает
Лоджески.
«Виртуальная разобщенность» чревата целым
рядом негативных последствий, например:
• вдвое сокращается количество
проектов, выполненных в срок и в рамках согласованного бюджета;
• на 90%
сокращается эффективность инноваций;
• на 80% падает удовлетворенность сотрудников своей работой;
• на 83%
снижается взаимное доверие;
• на 65% сокращается четкость
распределения обязанностей и ясность поставленных
целей.
Зато, если "виртуальную
разобщенность" взять под контроль, вы получите:
• рост новаторства на 93%;
• рост доверия на 83%;
• рост удовлетворенности работой на 80%;
• на 62% более четкое понимание служебных
обязанностей и задач;
• рост количества
проектов, реализованных в срок без перерасхода средств, на
50%;
• рост взаимопомощи почти на 50%.
В своей книге Лоджески и Рейли приводят и примеры того,
как «виртуальная разобщенность» влияет на новаторство. Так, в 2004 году
Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического
пространства (НАСА) приступило к разработке орбитальной системы датчиков,
предназначенной для оценки состояния теплоотражающих щитков на корпусе
космических «челноков», запущенных на орбиту. Создание одного из ключевых
компонентов было поручено канадской фирме, но между ней и НАСА возникла
проблема, которую Лоджески и Рейли именуют "организационной
разобщенностью": канадский подрядчик сильно опаздывал с разработкой, но не
посчитал нужным уведомить об этом руководство НАСА. В результате дело едва не
закончилось отменой запуска ”Шаттла”. Избежать этого удалось лишь благодаря
героическим усилиям другого подрядчика, выступившего в качестве связующего
звена между НАСА и канадской компанией. Хорошие личные отношения с
представителями той и другой стороны помогли ему преодолеть
"организационную разобщенность", и проект был завершен в срок.
Как снизить риск возникновения "виртуальной разобщенности"?
По мнению менеджера Cisco по маркетингу продуктов и услуг для групповой работы
Яна Сисманса (Jan Sysmans), самые простые и эффективные меры включают в себя
формирование реалистичных ожиданий у всех членов коллектива, учет разницы часовых
поясов, а также внедрение соответствующих технологий в офисе и обеспечение ими
удаленных сотрудников.
Технология групповой работы: за и
против
Сегодня менеджер не обязан находиться в одном здании со своими
сотрудниками: технологии мгновенных сообщений, электронной почты, web-, теле- и
видеоконференций позволяют руководить коллективом на расстоянии. "Все эти
технологии, особенно, технология мгновенных сообщений, позволяют быстро узнать,
где находятся ваши сотрудники, чем они занимаются и какую часть работы они уже
выполнили", - говорит Сисманс. В мире, где 20% сотрудников никогда не
видели своего начальника в лицо, такие технологии просто необходимы.
Вместе с тем, если сотрудники общаются только с помощью электронной
почты и мгновенных сообщений, в коллективе могут возникнуть проблемы
социального плана. Текстовые сообщения не в состоянии в точности передать
интонацию и настроение автора. Неверно понятые письменные комментарии могут
вызвать чувство обиды и даже конфликты, при этом автор таких комментариев может
и не получить ответа, что лишь усугубит ситуацию. Словом, отмечает Карен Собел
Лоджески, технология асинхронной связи "порождает целый ряд реальных
проблем, связанных с эмоциональной составляющей коммуникаций".
Как минимум 70% информации человек получает визуальным образом,
поэтому видеоконференции создают более удобную среду для социального
взаимодействия, чем аудиотехнологии и тексты.
Разработанное
компанией Cisco революционное коммуникационное решение TelePresence передает
речь и изображение удаленных сотрудников настолько реалистично, что, по словам
Яна Сисманса, “они тут же забывают, что находятся в разных помещениях, и ведут
себя абсолютно естественно, что позволяет вести эффективное обсуждение любых
вопросов в виртуальной обстановке". В связи с этим, по мнению Сисманса,
Cisco TelePresence не только повысит продуктивность виртуальных рабочих групп,
но и радикально изменит методы ведения бизнеса*. Впрочем, он признает, что даже
столь совершенная технология не в состоянии полностью заменить личное общение.
* Менее чем за 2 года с момента внедрения технологии
TelePresence сотрудники компании Cisco провели с ее использованием около
120.000 конференций, в том числе более 14.000 виртуальных встреч с заказчиками.
В 20.310 случаях применение Cisco TelePresence позволило отказаться от
служебных поездок, что сэкономило более 180 млн долларов.