Корпорация Intel обнародовала подробную информацию
о Larrabee, технологии следующего поколения, подразумевающей объединение
центрального и графического процессоров на одной кремниевой пластине.
Интересно, что подход Intel прямо противоположен подходам своих конкурентов,
компаний AMD и Nvidia.
Технология Larrabee будет
основываться на архитектуре x86 и включать ядра от Intel Pentium с добавлением
поддержки 64-битных команд и многопоточности, сообщает
eWeek. Каждое ядро будет оснащено 256 КБ кэш-памяти,
общий размер которой будет зависеть от количества ядер.
О том,
сколько ядер будет содержать первый процессор Larrabee, тестовые поставки
которого, как ожидается, начнутся до конца 2008 г., неизвестно. Тем не
менее, согласно презентации Intel, проведенной на брифинге в Сан-Франциско
на прошлой неделе, число ядер в новых процессорах может варьироваться в пределах
от 8 до 48 штук.
Larrabee — это сочетание главных достоинств
центрального процессора с достоинствами графического чипа. «Нам нужна
архитектура, которая сможет сочетать программируемость центрального процессора
с параллельными вычислениями и другими специфическими возможностями графических
чипов. Такой архитектурой является Larrabee», — рассказал ведущий инженер Intel
Visual Computing Group Ларри Сейлер (Larry Seiler).
По
словам официальных представителей компании, первый продукт Larrabee будет
рассчитан на рынок персональных компьютеров. Это означает, что процессоры
Larrabee появятся, прежде всего, в игровых компьютерах и составят прямую
конкуренцию решениям от AMD и Nvidia.
В настоящий момент эти
две компании являются лидерами рынка дискретных видеоадаптеров, которым вместе
принадлежит 98% всех продаж (по данным Peddie Research).
Компания Nvidia уже осуществляет выпуск многоцелевых
видеокарт Tesla, которые, наряду с обработкой сложной графики, могут решать и другие
задачи, в том числе ресурсоемкие вычисления в научной сфере.
Но для того чтобы задействовать потенциал этих процессоров,
разработчикам необходимо знать специальный язык программирования CUDA. В решениях
AMD также используется свой язык под названием CL.
В Intel
пошли по иному пути, предложив прямо противоположную схему. Суть заключается в том,
что не графический процессор играет роль центрального (при помощи специальных
языков), а центральный процессор играет роль графического без
каких-либо дополнительных языков.
«Intel говорит об использовании платформы x86 для обработки
графики, а не придумывает какую-то новую архитектуру —
совершенно иной подход, чем в Nvidia», — комментирует аналитик Technology
Business Research Джон Спунер (John Spooner).
«Компании
пытаются доказать, чья архитектура лучше, — продолжает эксперт. — Однако, в конечном
счете, победителем станет тот, кто сможет предложить не только более
производительную архитектуру, но и архитектуру, для которой легко
программировать».
Технология Larrabee не будет использовать
каких-либо специальных API, то есть использовать ее
возможности можно будет незамедлительно, а поддерживать Larrabee смогут и существующие
игровые продукты. Дополнительное преимущество придаст поддержка библиотек
Microsoft DirectX и Apple Open CL.
Ожидается, что начало
массового производства многоядерных чипов Larrabee начнется в 2009–2010 гг.