Спутниковую платформу по трансляции телеканалов
высокой четкости (High definition television, HDTV) представила компания
«
Платформа-HD». Со спутника Eurobird 9,9 градусов
в.д., компания начала трансляцию четырех каналов: это
HDTV-версии телеканалов Eurosport и National
Geographic и российские каналы
HD-Life
(развлекательный телеканал производства компании Red Media) и «
Кинопоказ-HD»
(производство компании «Первый ТВЧ»). Сигнал со спутника можно принимать на всей
европейской территории на тарелки диаметром 60 — 90 см.
«Учитывая, что 99% современного контента в телевизионных сетях закодировано в стандартном
разрешении, до сих пор мало оправдано было приобретение современных
плоскопанельных телевизоров с маркировкой HD-Ready и Full
HD, — заявил гендиректор компании Константин Яшин. — Но теперь бескомпромиссное
качество телевидения высокой четкости будет доступно большему числу
телезрителей: в ближайшие два года мы планируем подключить порядка 200 тыс.
абонентов».
«Платформа HD» планирует, что у нее будет два
типа клиентов. Первый — это абоненты, принимающие сигнал непосредственно со спутника.
Для этого клиент должен иметь тарелку, спутниковый ресивер с поддержкой HDTV и приобрести
специальную карту доступа. Первые полгода просмотр каналов будет бесплатным,
далее будет взиматься абонентская плата в размере 300 руб./месяц. Вторая
категория клиентов — это кабельные операторы, которые будут ретранслировать
спутниковый сигнал непосредственно в своих сетях. По словам Яшина, затраты для
операторов сводятся только к покупке трансмодулятора ценой $2–5 тыс.
Первым HDTV в России в коммерческую эксплуатацию запустил в прошлом году
спутниковый оператор «НТВ-Плюс». Абонентам
предлагается канал HD-Life, а также два телеканала
собственного производства — «HD-Кино» и «HD-Спорт».
Абонентская плата за пакет HDTV составляет 300 руб./месяц, однако отдельно на него
подписаться нельзя: необходима также подписка на базовый пакет, что увеличивает
минимальный размер оплаты до 850 руб./месяц.
Проявляют
интерес к HDTV и операторы IP-телевидения, правда,
предлагаемый ими HD-контент менее интересен, чем у вышеупомянутых
спутниковых операторов. Так, в «Корбине» без дополнительной платы предлагаются
три телеканала: Luxe TV (канал о роскоши), HD-Medium
(российский канал широкого профиля) и MelodyZen (расслабляющие картинки
природы). В этом году тестовую эксплуатацию HDTV начал и оператор
«Комстар-Директ» (торговая марка «Стрим»): в его пакет
входят каналы MelodyZen, Luxe TV, Voom TV (канал общей тематики) и HD-версия
телеканал Discovery. Правда, технологии ADSL, по которой работает «Стрим»,
недостаточно для трансляции HD-каналов, поэтому услуга
доступна только жителям тех районов, где оператор модернизировал свои сети до технологии
ADSL-2.
Участники рынка расходятся в оценках перспектив
новой компании. «Набрать 200 тыс. спутниковых абонентов компании вряд ли
удастся, — говорят в „Корбине-Телеком“. — Но идея с ретрансляцией
сигнала в кабельных сетях выглядит заманчиво и может заинтересовать многих
операторов».
По-иному рассматривают «Платформу
HD» в операторе кабельного телевидения «Акадо». «Нас, как и других крупных
операторов платного телевидения, наподобие „Стрима“ и „Корбины“, предложение о ретрансляции
HD-телеканалов не заинтересует, так как наша компания
вскоре сама предложит своим абонентам HD-пакет с не
меньшим количеством каналов, — заявил пресс-секретарь
компании Дмитрий Захаров. — Инициатива „Платформы HD“ может быть интересна
только небольшим операторам, у которых есть проблемы с лицензированием
контента, а также абонентам, которые намерены самостоятельно принимать
HD-каналы со спутника». Для последней категории
предложение «Платформы HD» выглядит вполне актуальным, уверен Захаров:
«Компания вовремя вышла в эту нишу и благодаря цене своих услуг сможет здесь
составить серьезную конкуренцию „НТВ-Плюс“».